Программа производственной практики

Программа разработана в соответствии с учебным планом специальности и “Положением о производственной практике студентов высших учебных заведений”.

1. Цель и задачи практики

Ознакомительно-производственная практика для специальности «Шахтное и подземное строительство» проходится студентами на базе курсов “Основы горного дела”, “Строительство горных предприятий”, “Горные машины”, “Разрушение горных пород взрывом” после сдачи зачетов и экзаменов по этим дисциплинам.

Целью производственной практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе прохождения курсов на лекциях и в лабораториях института, путем применения этих знаний при решении практических задач в условиях производства и подготовке к курсовому проектированию на четвертом курсе.

В процессе прохождения практики студент должен ознакомиться с технологией строительства подземных сооружений в полном объеме, начиная от подготовительных до завершающих работ. Особое внимание обращается на роль машин и механизмов в общей цепи технологии производства, в частности, применяемых в подготовительных забоях.

Студент должен также ознакомиться с вопросами организации экономики участка и технико-экономическими показателями его работы.

Работая на подземном участке в качестве горнорабочего, студент должен овладеть управлением бурильными, погрузочными машинами, станками, скреперными лебедками, уметь устранять неполадки, ознакомиться с правилами эксплуатации и техникой предупредительного осмотра и ремонта. Обязательным является сдача техминимума по занимаемому рабочему месту и получение удостоверения горнорабочего.

Студент-практикант на определенных рабочих местах вместе с тем знакомится с геологией строительного участка, вопросами эксплуатации и организации работ в забое.

Программа практики состоит из двух частей: общей и специальной. Общую часть программы выполняют все студенты, а из специальной отвечают только на те вопросы, которые им индивидуально даются кафедрой и руководителем практики исходя из конкретных условий рабочего места практики.

Студент-практикант на предприятии должен соблюдать правила охраны труда, техники безопасности, знакомиться с передовыми методами работы, научной организацией труда и охраны окружающей среды.

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПРАКТИКИ  И ШТАТНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА СТУДЕНТОВ

1. Проезд к месту практики и обратно, организационный период – 1 неделя.

2. Общее ознакомление с подземным сооружением – 1 неделя.

3. Работа на штатных должностях – 4 недели.

Студенты должны работать на подземном строительстве в должности горнорабочего. При работе в проектных организациях обязательно участие в выполнении проектов, работа на компьтере в AutoCAD. Практика на рабочем месте является строго обязательной. В этот период студенту необходимо собрать материалы для курсового проектирования по дисциплине “Шахтное и подземное строительство” и “Подземные горные работы”.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Общее ознакомление с подземным сооружением

Студент знакомится с горно-геологическими условиями строительства, характеристиками вмещающих пород, способом вскрытия, подготовки, технологией строительства, его географическим расположением и административной принадлежностью, а также вертикальными разрезами по осям главных вскрывающих выработок, горными выработками основных горизонтов, планами горных работ, схемами подземного транспорта и вентиляции, годовыми технико-экономическими показателями предприятия.

Кроме того, он участвует в осмотре поверхностных сооружений и технических зданий: надшахтных зданий, копров, эстакад, отвалов пустой породы, подъемных машин, компрессорной, котельной, ламповой, химической лаборатории, вентиляционной установки, ремонтных мастерских, материального и лесного складов и др.

Два дня посвящаются общему ознакомлению с сетью подземных выработок: ствол шахты, околоствольные выработки, водосборник, насосная камера, подземное электровозное депо, подземная электростанция, подземные мастерские, медпункт, склад ВВ, диспетчерская, квершлаги, штреки, бремсберги и уклоны, а также подготовительные работы на новых горизонтах. При осмотре околоствольных выработок должно быть обращено внимание на организацию транспорта и подъема по шахтному стволу.

При изучении процессов транспортирования и подъема грузов рассматриваются схемы транспортировки, характеристика и типы применяемых средств механизации транспортных работ, степень их автоматизации.

Студенты должны изучить существующие способы борьбы с притоками воды в шахту, применяемое для водоотлива оборудование, его характеристики и схемы работы.

Технология и средства выполнения процессов вентиляции, пылегазового режима изучаются путем рассмотрения схем вентиляции шахты, блока или выемочного участка с последующим ознакомлением со средствами подачи и регулирования воздуха, дегазации и обеспыливания шахтной атмосферы.

Наряду с техническими процессами следует обратить внимание на решение экономических вопросов: выполнение предприятием плана по количественным и качественным показателям; численность штата трудящихся, его состав, структура; отпускные цены на продукцию и т.д.

3.2. Навыки и знания, получаемые студентами на рабочих местах

3.2.1. Работа в забое подготовительной или капитальной выработки (тоннеля)

Работая в проходческой бригаде, студент должен овладеть навыками в управлении используемыми машинами и механизмами, усвоить организационно-технические вопросы правильного и рационального ведения работ в забоях на основе передовых методов, применения комплексной механизации и цикличной организации работ.

Подготовка забоя к работе, сборка кровли и боков выработки. Проверка исправности бурильных молотков, электросверл, состояния воздушной и водяной сетей, шлангов. Подготовка к бурению. Разметка расположения шпуров. Работа на перфораторах, электросверлах, меры против защемления бура в шпуре, промывка шпуров при бурении, соединение буровых коронок со штангами, комплекты буров. Выбор типа бурового оборудования в соответствии с условиями: крепостью пород, трещиноватостью, глубиной шпуров и т.д. Способы смазки и сроки смазки бурильных молотков, сорта смазочных масел, содержание в исправности и порядке бурового инструмента, устройство и ремонт бурового оборудования.

Приведение забоя в безопасное состояние после взрыва. Выявление невзорвавшихся шпуров и их ликвидация взрывником. Паспорт буровзрывных работ, выбор рациональной конструкции вруба, обеспечивающего максимальное подвигание за цикл. Способ взрывания, тип используемого взрывчатого вещества, его характеристики, средства взрывания, удельный расход ВВ.

Технико-экономические показатели, характеризующие процесс бурения: расход воздуха или электроэнергии, буровых штанг, смазочных материалов, запасных частей, производительность бурения. Организация работ в забое, график цикличной организации работ, передовые методы работы, скорость подвигания забоев.

Меры борьбы с пылью и меры безопасности при проходческих работа.

При проведении выработки комбайновым способом студент должен овладеть навыками управления комбайном, его устройство, возможные неполадки и методы их устранения, уход за комбайном, правила безопасной эксплуатации, меры борьбы с пылью, планово-предупредительный ремонт.

Погрузка горной массы. Работа на погрузочной машине.

Изучение конструкции погрузочной машины, проверка исправности, планово-предупредительный ремонт, устранение неполадок. Способы наращивания рельсов, подключение сжатого воздуха. Маневры порожних и груженных вагонеток. Правила безопасного ведения работ.

Скреперная погрузка. Установка и закрепление скреперной лебедки в рабочем положении. Проверка исправности скреперной лебедки. Заделка концов каната на скрепере и барабане лебедки. Навеска и переноска блочков. Работа на скреперной лебедке. Устранение неполадок в работе, соединение каната при обрыве. Изучение конструкции, планово-предупредительный ремонт скреперных установок.

Выбор типа скрепера и мощности скреперной лебедки. Передовые методы работы. Влияние длины скреперования на производительности погрузки. Организация рабочего места при работе на скреперной установке, меры безопасности.

Работа крепильщика. Конструкция крепей. Бетонная, металлическая и другие виды крепи, технология возведения. Вспомогательные работы при проходке. Устройство водоотливной канавки. Настилка временного рельсового пути. Навеска вентиляционных труб, труб для сжатого воздуха, кабелей.

3.2.2. Работа на строительстве подземного сооружения

Подготовка рабочего места, осмотр забоя и приведение его в безопасное состояние.

Вид применяемой крепи. Паспорт крепления. Схема доставки угля (руды) вдоль забоя до погрузочного пункта на откаточном штреке. Механизация и организация доставки, типы и характеристики применяемого транспортного оборудования.

Доставка в забой материалов и оборудования. Монтаж оборудования в разрезных печах и камерах. Демонтаж комплексов оборудования.

График работы в забое, расстановка рабочих по местам, планограмма работ. Правила безопасности при работе в забое.

4. ЛЕКЦИИ, БЕСЕДЫ, ДОКЛАДЫ

В целях углубления практических знаний студентов по изучаемым вопросам и расширения их общего технического кругозора руководителем практики организуются лекции, беседы, доклады.

Примерными темами теоретических знаний могут быть следующие.

1. Перспективы развития подземного строительства и данной шахты в частности.

2. Передовая технология строительства на отечественных и зарубежных шахтах.

5. Механизация и автоматизация производственных процессов.

6. Охрана труда и окружающей среды.

Тематика занятий может быть изменена в сторону рассмотрения актуальных вопросов, возникающих на данном предприятии и соответствующих программе практики.

5. ЭКСКУРСИИ НА СОСЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

В соответствии с местными возможностями с целью более широкого ознакомления с технологией подземного строительства, передовыми методами труда руководителем практики организуются экскурсии на горные и перерабатывающие предприятия (шахты, разрезы, обогатительные фабрики), расположенные в районе места прохождения практики.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ОТЧЕТУ

На практике студент должен вести дневник, в котором регулярно фиксируются выполненные работы, наблюдения собранные материалы. По мере накопления материалов составляется отчет который сдается в конце практики. Отчет должен быть технически грамотно и аккуратно оформлен и иллюстрирован чертежами, схемами, эскизами.

Для составления отчета студенты могут использовать технический проект шахты, проект реконструкции и другую техническую документацию, отражающую реальные изменения по сравнению с проектом. В отчете дается горно-геологическая характеристика месторождения, технологические характеристики угольных пластов и вмещающих пород. Структура и слоистость массива пород, устойчивость обнажений горных пород, обрушаемость кровли. Дается описание вскрытия, подготовки и отработки запасов шахтного поля и участка, на котором проходил практику студент.

Основное внимание должно быть обращено на процессы в подготовительных выработках, которые непосредственно выполнял и в которых принимал участие сам студент. Устанавливаются факторы, влияющие на выбор технологической схемы подготовительных работ. Рассматриваются процессы выемки, крепления, управления кровлей, процессы поддержания выработок. Приводится техническая характеристика применяемых средств механизации, технологические и конструктивные особенности. Дается критический анализ собранного материала, в результате которого делается вывод о соответствии принятых решений комплексной механизации в забоях горно-геологическим условиям, предлагаются конкретные методы по ликвидации выявленных “узких” мест в технологической схеме, рационализации производственных процессов, повышению производительности труда.

В отчете должен быть сделан упор на производственные процессы в подготовительных забоях, на применяемые на шахте Если студент в силу каких-либо причин не работал в очистном или подготовительном забоях, все равно он обязан ознакомиться с перечисленными вопросами и отразить их в отчете.

Отчет должен содержать фактические сведения о шахте и её звеньях на момент прохождения практики, но отнюдь не предположительные, проектные. Поэтому бездумное переписывание сведений из шахтных документов не допускается. Не следует употреблять выражения типа: “Проектом предусматриваются …”, приводить расчеты и т.п. Всегда надо помнить, что составляется отчет, а не проект. Не допускается и загромождение отчета всякого рода побочными материалами – выписками из книг и учебников.

Текстовая часть отчета должна сопровождаться соответствующим количеством тщательно и технически грамотно выполненных эскизов и схем, в состав которых входят геологический разрез месторождения (шахтного поля), паспорт крепления и буровзрывных работ (если последние применяются) подготовительных забоев, планы участков с нанесёнными на них схемами проветривания и др.

Отчет должен быть написан с соблюдением всех правил оформления пояснительных записок курсовых проектов (курсовых работ). Форма его может быть любой, но желательно, чтобы он выполнялся на бумаге формата (210 ´ 300 мм) и имел обложку.

К отчету обязательно должен быть приложен дневник студента-практиканта, в котором день за днем получают отражение все выполняемые работы. Несмотря на то, что работы каждую смену могут повторяться, их перечисление обязательно.

Если у студента нет бланка дневника, то последний может выполняться в школьной тетради, соответствующим образом разграфленной.

Отчет и дневник оцениваются руководителем практики от предприятия на месте практики. Подпись руководителя практики (главного инженера, его заместителя или главного технолога) заверяется печатью предприятия, причем подпись и печать ставятся на обложке отчета. Представлять в университет незаконченный отчет не допускается.

К отчету должны быть приложены квалификационное удостоверение о сдаче экзамена на рабочий разряд и путевка с отметкой явки и выезда студента с места практики.

Не позднее, чем за 7 дней после начала нового учебного года отчет должен быть сдан на выпускающую кафедру для проверки его руководителем и последующей защиты. Студентам, не представившим отчеты в указанный срок, и не защитившим отчеты, выставляются неудовлетворительные оценки. В этом случае практика не засчитывается, и студенты считаются неуспевающими со всеми вытекающими последствиями. С разрешения кафедры они могут пройти практику в следующем году за счет своих каникул и с обязательным представлением отчета.

7. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Кроме перечисленных выше общих вопросов, в целях повышения эффективности освоения профилирующих дисциплин, студентам могут быть выданы индивидуальные задания на практику для углубленного изучения проблемных вопросов в конкретных условиях тех предприятий, на которых они проходят практику. Индивидуальные задания, как правило, должны носить научно-исследовательский характер по научной тематике выпускающей кафедры.

Выполненное с достаточной степенью полноты и качества индивидуальное задание может быть с согласия руководителя засчитано как курсовой проект по одной из профилирующих дисциплин.

При изучении процессов транспортирования и подъема грузов рассматриваются схемы транспортировки, характеристика и типы применяемых средств механизации транспортных работ, степень их автоматизации.